+7 (34757) 6-11-79 Начальник отдела культуры
ok_erm@mail.ru
Герб района

Отдел культуры МР
Куюргазинский район
Республики Башкортостан

/ Новости/ Ночь искусств в краеведческом музее. Вышивка советского периода

Ночь искусств в краеведческом музее. Вышивка советского периода

Ежегодная всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств – 2020». Мероприятие приурочено ко Дню народного единства и пройдет под девизом «Искусство объединяет». По заданию ГБУКИ РБ Национальный музей РБ мы присоединяемся к акции #ночьискусствРБ2020 #ночьискусствРФ#Куюргазинский_историко_краеведческиймузей
ВЫШИВКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В НАШЕМ МУЗЕЕ
Домашняя вышивка в рассматриваемый период была, пожалуй, самым распространенным видом женского досуга. Но до сих пор ее анализом почти не занимались историки культуры. Она была, с одной стороны, консервативна, а с другой – искала новинки. В советских женских журналах печатали мало мотивов для вышивки. Поэтому до дыр затирались старые схемы. Искусство разделить рисунок на клеточки для крестика, подобрать нитки, срисовать контуры мотива на кальку или даже снять рисунок на белую бумагу алюминиевой ложкой (это проще всего с вышивкой ришелье) было знакомо большинству вышивальщиц. Необычайная популярность ришелье и мережек легко объяснялась тем, что в эпоху дефицита уж белую ткань и белую катушку можно было достать. Узкий ассортимент набивных тканей вынуждал девушек украшать одежду собственными работами. Молодежь всегда тяготеет к моде. Под влиянием идеологически правильных рисунков из журналов красные пятиконечные звезды с серпом и молотом в 1930-е вписывались в традиционные букетики полевых цветов на девичьих блузках. Дефицит ниток вынуждал мастериц использовать в одной работе нитки разного типа (мулине, ирис, пряжу, катушку, штопку и т.п.), прибегать к меланжу для получения нужных оттеночных переходов. В качестве основы использовались бортовка, ситец, сатин, полотно, вафельные полотенца и даже старые вещи.

В войну и сразу после нее самым повторяемым цветком были незабудки. Сохраненные победителями кисеты из подарков от населения были выполнены, в основном, школьницами. По ним видно, что простенькие звездочки, цветы, веточки и надписи печатными буквами выполнялись гладью и стебельчатым швом, реже тамбуром. Преобладало посредственное качество вышивки. Мамам было не до обучения дочек вершинам рукоделия, колхоз или завод съедал их время и силы. Но даже в белорусском партизанском отряде, в мечтах о послевоенном доме, девушка скопировала у подруги рисунок для вышивки. Вопреки всему, в войну женщины вышивали одежду для себя и малышей. На нитки для незабудок дочери в слезах распускали довоенные голубые трикотажные майки погибших отцов. Возвращавшиеся с войны солдаты навсегда запомнили красавиц испепеленной Смоленщины в вышитых блузках из парашютного шелка, юбках из плащ-палаток и чунях из автомобильных камер, встречавших на всех станциях и полустанках армейские эшелоны.

Всплеск интереса к убранству жилого интерьера пришелся на послевоенное пятнадцатилетие. Хозяйки повели борьбу уютом за немногочисленных мужчин, повидавших европейские бюргерские дома. Ориентиром для вышивальщиц стали трофейные вышивки и гобелены. С них в тесные комнаты шагнули шитые крестиком олени, альпийские пейзажи, романтические замки, охотничьи псы; девочка, спасающая зайчонка от собаки; роскошные букеты садовых цветов, особенно роз; девушки в европейских этнических костюмах, сложные орнаменты для подушек. В традиционные гардеробы той поры вышивку вставляли в застекленное оконце узкой дверцы, вешали картины над диваном, раскладывали салфеточки и дорожки на буфеты и этажерки. Многие советские печатные схемы для вышивки повторяли немецкие мотивы с упрощенным до минимума колоритом. В 1950-е годы для любительниц был неплохой выбор типографских схем разных издательств, но ленинградские были дефицитнее. Они считались более культурными, в них чувствовались отголоски такого красивого, но очерненного пропагандой модерна, с хорошим вкусом был подобран колорит.

Альтернативой для европейских рисунков были пропагандируемые этнические мотивы народов СССР. Они широко представлены в популярнейших книгах для рукодельниц, издававшихся хоть для колхозниц, хоть для офицерских жен. Ассортимент швейных изделий в них отличался. Крестьянке ни к чему женская пижама, которую учили шить на курсах кройки и шитья в доме офицеров. Но структура разделов о вышивке в обоих изданиях в сокращенном варианте повторяла некоторые дореволюционные пособия для самоучек, опуская наиболее трудоемкие техники и не приводя образцы работ и рисунки в стиле модерн.
К концу 1950-х гг. сформировались традиции вышитого убранства советского городского жилища. Чтобы не прослыть деревенщиной, женщины перестали копировать черно-красные мотивы в русском стиле и убрали в комоды подобные старые вещи. Отголоском этого стиля остались черно-красные рамочки-обрамления некоторых цветных картин с печатных схем. В связи с очередной атеистической кампанией были сняты вышитые полотенца с немногочисленных, оставленных открыто икон, чтобы зря не привлекать к ним внимание. Но эти же полотенца, зачастую с цветным крестовым орнаментом, обрамляли рамки с многочисленными фото родственников, некоторые из которых не пережили войну, или увеличенные портреты погибших солдат. Иногда полотенцем обрамляли верх гардероба. Непременная салфетка прикрывала тарелку репродуктора и экран первого телевизора. Накомодники с цветной вышивкой бывали и белыми, и бледно-розовыми с цветочками или ягодками земляники. Но преобладали белые накомодники с узорами ришелье. Дорожки стелили на буфеты, подзеркальники и прикалывали к коврикам над кроватями. Салфеточками украшали этажерки и полочки. На спинку дивана крепили коврики с аппликацией, забавлявшей малышей. Мама с бабушкой уверяли мальчугана, что его принесли вот эти вышитые утки. Многочисленные подушечки завершали убранство дивана. По стенам развешивали вышитые картины и панно. Вошли в моду цветочные композиции на черном фоне. Скатерть стелили только по праздникам. В будни большой стол в большинстве квартир стоял под клеенкой. А вот маленькие столики могли быть всегда покрыты скатертью. Полотняные салфетки к столу подавались в немногих семьях. Встречались вышивки на крышках шкатулок, вышитые рамочки для фотографий. Иногда над комодом висел вышитый бювар для писем. На окнах были непременные белые подшторники с ажурным ришелье. В зависимости от планировки, могли быть вышитые занавески над внутрикомнатными дверями. По традиции, полное парадное убранство комнаты приобретали к Пасхе, независимо от отношения хозяйки к религии. Соседки ревниво оценивали новинки, являвшиеся итогом проведения зимних вечеров за пяльцами.

Вся эта красота была снята и стыдливо убрана, отдана детям на игрушки и даже выброшена под напором пропагандистской кампании по борьбе с мещанством в быту в начале 1960-х гг. К началу XXI века в музейных фондах и домашних собраниях полнее всего представлены вовремя убранные с глаз традиционные полотенца с черно-красными псевдорусскими узорами. Неплохо сохранились картины и наволочки на диванные подушечки, вышитые крестиком. Они шились по «правильным» образцам, были трудоемки, в свое время были престижны и поэтому сохранены хозяйками. Вторыми по сохранности являются предметы с вышивкой в технике ришелье (как ручной, так и машинной). Эти белые вещи были столь многочисленны, что при всех потерях еще представляют собой заметный пласт материальной культуры XX века. Гораздо хуже сохранились предметы интерьера, вышитые гладью. В этом виноваты и некачественные нитки, и слишком широкие неумелые стежки многих вышивальщиц, из-за которых вещи быстро теряли красоту. Нечасто встречаются вышитые тамбуром «на счастье» свадебные простыни, наволочки и сорочки послевоенных невест. Они просто сослужили хозяйкам и их дочерям службу до полного обветшания. Из одежды чаще сохранялись блузки, реже парадные платья, еще реже детские вещи.

Поделиться: