+7 (34757) 6-11-79 Начальник отдела культуры
ok_erm@mail.ru
Герб района

Отдел культуры МР
Куюргазинский район
Республики Башкортостан

/ Новости/ Традиции и обряды татарской свадьбы с. Зяк-Ишметово

Традиции и обряды татарской свадьбы с. Зяк-Ишметово

Богата традициями и обрядами татарская свадьба, которая поражает своей красотой и самобытностью народа. Торжество считается главным событием в мусульманской семье, поэтому каждой детали уделяется особое внимание. Ритуалы на свадьбе имеют особый смысл, многие из них передаются из поколения в поколение и чтятся до сих пор. В нашем селе многие свадьбы проходят по старинному обряду: подготавливают приданое невесте, где используются старинные предания, рассказы старших людей. Татарские мастерицы шили пуховую подушку, свадебное платье, вышивали полотенца и салфетки, платочки, и при этом пели обрядовые народные песни. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, канитель, бисер. Рукодельницы владели разными способами вышивки – гладь, ковровый, тамбурный шов, шитье бисером и золотом. Девушки с малых лет начинали самостоятельно пополнять специальный сундук с вышитыми подарками для свадьбы. Они шили салфетки, скатерти, постельное белье и украшали все вышивкой. Невеста должна была сама расшить и украсить свое свадебное платье, подготовить предметы домашнего текстиля. В качестве подарка для жениха и членов его семьи вышивались пояса и полотенца. Постель молодых  застилалась невестой, которое она оформляла вышитыми национальными узорами. Также по свадебному обряду  вышивались пояса, на котором изображены рисунки-обереги. Свадебные пояса были красными или белыми с преобладанием красных нитей вышивки. Поясом связывали руки жениха и невесты и говорили пожелания. С юных лет  девочки готовили к замужеству приданое. Это прекрасные традиции воспитывали в них аккуратность, трудолюбие, чистоплотность, уважение к будущей семье, мужу.  Сбор приданого был обязательным в семьях. Не имело значение принадлежность к определенному сословию – девушка должна была шить предметы обихода собственными руками («Килен һандығы»).
В старину, когда родители уходили в гости, молодые девушки приглашали к себе своих подруг для того, чтобы проводить вечерние игры. К ним присоединялись и парни. На таких встречах девушки и парни знакомились друг с другом, играли игры, пели шуточные частушки, плясали, делились опытом выполнения ручных работ, хвастались нарядами, шутили и веселились. Именно на таких вечеринках парни выбирали себе девушек, чтобы взять себе в жены.
Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал «яучы» сват. Пожилого и  уважаемого человека посылали родители жениха в дом будущей невесты. Сватовство начиналось с определенных символических действий, ярко и празднично. Сватов примечали еще издалека, их отличительным признаком была одна штанина, скатанная наверх. Также сват отличался своим особенным поведением – с приходом в дом невесты, он брал полотенце, сложив его на стул, садился сверху. Яучы-сват говорил “Сездә тауар, бездә – купец”. Сватовство проходили в обед, либо вечером. Если дают согласие, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После окончания торга и обоюдного согласия сторон с выкупом, следовал “сөлгө алу”. Слово “сөлгө” в переводе означает полотенце. Родители девушки передавали сватьям полотенца – символичный знак согласия После заключения “брачного договора” невесту называли “ярашылган кыз”- сосватанная девушка. В течение 3-5 недель обе стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны, вышитые портянки и рубашку. На «Никах туй» и до окончания свадебного обряда невеста была с прикрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце,  скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Татарское полотенце использовали в обрядах. Ими украшали комнаты, на полотенце подавали хлеб-соль гостям, а на свадьбах – молодоженам. Вышитыми полотенцами во время свадеб украшали конские дуги во время переезда в дом жениха, ими  повязывали сватов-родственников жениха. Каждая молодая девушка приучалась к рукоделию, умела вышивать, ткать и готовить себе приданое. Главным атрибутом приданного невесты были искусно вышитые полотенца. Невеста в доме жениха должна была следить за чистотой и порядком. Рано утром она вставала раньше всех и вешала чистые вытканные полотенца к тому месту, где принимали утренний туалет остальные члены семьи. В свадебном обряде полотенце имеет особое место. После окончания торга и обоюдного согласия сторон с выкупом, следовал “сөлгө алу”. Слово “сөлгө” в переводе означает полотенце. Родители девушки передавали сватьям полотенца – символичный знак согласия.
Обычаи татарской свадьбы самобытны и оригинальны. Все они имеют глубинный подтекст и направлены на гармоничное построение отношений. Каждая семья старается соблюдать их, отдавая дань почтения своим предкам.

Поделиться: